Главная Контакты В избранное

  • Навигация по сайту

    Новое на cайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Пользователей нету
    [ Полный Список ]

    Опрос пользователей

    Нужна ли обязательная школьная форма?
    Всего ответов: 288

    Популярное

  • Главная »  
    12:56
    Выступление на Рождественских чтениях учителя информатики Мещеряковой О. В.
    Выступление на Рождественских чтениях учителя информатики Мещеряковой О. В. на тему: "Роль семьи в духовном воспитании ребёнка"

    Евангельские слова Спасителя: «Пускайте детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» и «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сил» (т.е. соблазнит на грех) напоминают нам о том, что в детские годы душа человека наиболее восприимчива к воспитательным воздействиям, что семя, посеянное в душе ребенка, даст свои ростки либо к добродетели, либо ко злу всей его последующей жизни, что родители в первую очередь несут ответственность за духовную сторону в воспитании ребёнка.

    Воспитание ребёнка родители должны начинать со времени, когда маленький человек учится говорить, мыслить, думать, т.к. когда уже у него начинает проявляться воля, которую посредством воспитания нужно направлять на разумное совершение добра. Нельзя оправдывать отрицательные поступки детей, ссылаясь на то, что в этом возрасте они поступают несознательно. Но проявление зла, недостатки маленького ребенка могут перерасти сознательные поступки в дальнейшей жизни. Епископ Екатеринбургский говорил, что без своевременного доброго воспитания человек, по Слову Божию, склонен ко злу. Господь Иисус Христос показал, что в детском возрасте можно открывать в человеке добродетели: Он преуспевал в премудрости и возрастал в любви у «Бога и у людей» Спаситель хочет, чтобы добро «обитало во всех детских сердцах». Поэтому перед родителями лежит большая ответственность насаждать в детях с самого раннего возраста осознание нравственного поведения. Своевременно замеченные нехорошие склонности в ребёнке надо вырывать «добрым воспитанием». Сердце ребёнка сравнивают с садом, а родителей - с садовником, который очищает сад от бурьяна, т.е. греховных привычек. Упустим время, и плевелы уже трудно вырвать из детского сердца. Известно, что Домициан, жесточайший гонитель христиан, мальчиком мучил, убивал мух, а затем животных.

    Очень важна искренность в самих родителях. Они должны поступать и делать так, как говорят. Он должны быть послушны правилам и убеждениям, которые они исповедуют. Важно для создания здоровой семейной атмосферы не придавать слишком большого значения самому себе, своим словам и поступкам.

    С самого раннего возраста дети усваивают тип отношений в семье, впитывают дух семьи, воспринимают образ поведения родителей. В связи с этим очень важна роль отца в семье. Понятие детей в Боге Отце базируется на образе отца. Что больше проявляет отец - любовь или справедливость, суд, наказание? Важно разумно сочетать то и другое.

    Если ребёнку сразу позволять делать то, что он хочет, то потом родителям придётся бороться с упрямством, капризами, непослушанием, жадностью... Есть притча, как один святой старец повелел своему ученику вырвать из земли молодое дерево, но пустившее глубокие корни. Все усилия не помогли ученику вырвать дерево. Тогда старец указал ему на совсем молодое дерево, и послушник без особых усилий вырвал его с корнем. Так и родители бывают бессильны перед взрослыми детьми, т.к. «к чему человек привык с малых лет, того и в дряхлой старости не оставит». Епископ Иннокентий Екатеринбургский указывает, что причину нежелательных характеров нужно видеть в родителях, которые беспечны к религиозно-нравственному воспитанию детей. Святитель Иоанн Златоуст писал, что родителям надо не упустить время, когда нива детского сердца ещё способна к удобрению, «тогда страсти детей нерадением твоим не были бы непреодолимыми». За годы советского времени разрушена малая церковь, семья, разрушены старинные правила семейного порядка жизни по закону Божьему. Сейчас матери-христианке предстоит трудная борьба с тлетворным духом времени ради вос­питания своего ребёнка. Воспитываясь в семье посредством телевизора, компьютерных игр, «когда Бог просто забыт», дети не подчиняются родителям, могут кинуть бранное слово, их идеалом становится вольная жизнь ради заработка денег любыми средствами. Тогда в семье забыто уважение, возникают ссоры, нет терпения друг к другу. Жалко, когда родители забывают о значении своего родительского благословения. А Спаситель показал, что молитва матери Хананеянки избавила ее дочь от недуга беснования. Мать Блаженного Августина Моника спасла его своей молитвой от еретичества в годы юности. Если молитвы родителей направлены на спасение души детей, то они всегда будут услышаны Богом.

    Иоанн Златоуст гневно обличал тех родителей, которые воспитывают детей не по-христиански. Главной обязанностью родителей он считал не сделать их богатыми, а сделать их благочестивыми и богатыми духовно, богатыми в добром поведении. В невнимании к этой обязанности он видел все беспорядки в обществе. Роскошь домов, одежд, многочисленные занятия по образованию не должны отторгать воспитания, скромности, честности поведения. Если оградить юность от вредных привычек, то образ жизни превратится в закон.

    Целомудрие, скромность, благочестие, терпение, нестяжательство - вот, что должно украшать юное сердце. Детей надо воспитывать так, чтобы они могли переносить трудности жизни. («Богат тот, кто ни в чем не имеет нужды»). Дети должны знать, что Бог смотрит не на лицо, а «взирает на сердце». От знания этого зависит наша участь в настоящей и будущей жизни.

    Архимандрит Иоанн Крестьянкин советует родителям своим примером взращивать добрые семена в сердцах детей: всегда их благословлять, создавать в семье христианский строй с вечерними и утренними молитвами, с православными постами (тренируют волю, воспитывают терпение, несут роль оздоровления), посещением всей семьей храма и приобщением всем вместе к Таинствам Причащения. Церковные праздники могут стать для детей настоящим торжеством, если их отличают дома, если в семье к ним как-то готовятся, потому что детям хочется самостоятельного личного участия в празднике. Так надо воспитывать детей сейчас, чтобы «не захлестнулся мир злом окончательно.



    Полезно прививать детям страх Божий, любовь к Богу через уразумение Священного Писания, чтение жития святых (например, о детских годах Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста). Душеполезные повести желательно по временам воспроизводить в памяти детей, чтобы проверить их чувственные восприятия. Чтение должно быть неутомительным и систематическим. Хорошо, если чтение - это форма общения с родителями. Родители могут сопровождать чтение объяснениями, комментариями, вопросами на понимание и воспроизведение.

    Родители должны охранять ребёнка от чтения непристойных книг, не должны вести при нём неприличных разговоров, бранных речей, т.к. в сознании ребёнка это оставит губительный осадок. Полезно с детьми рассуждать посредством рассказов на разные жизненные вопросы, например, счастье ли, когда получаешь похвалу; что такое удовольствие; видит ли Бог все то, что мы делаем?.. Я.А. Коменский (1592-1679) считал, что истинная мудрость - познать дивные дела Бога и уметь управлять своими внешними и внутренними деяниями для блага жизни.

    В раннем детстве не существует особых трудностей в вопросе о посещении храма: дети сами охотно пойдут в храм, если идут родители. В эту пору здесь просто не нужно принуждение - настолько охотно дети посещают храм. Если все это делается не просто в воспитательных целях, а отвечает всему быту семьи, тогда это очень помогает детям.

    Поведение отцов и матерей сильнее слов и наставлений действует на сердца детей - не говорить лжи, грубых слов, не осуждать никого при детях, самим показывать пример делами, чтобы дети делали добро. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797-1879), наставлял родителей учить детей бояться Бога всегда и везде, тогда любой человек вырастет благочестивее, честнее, а значит, полезнее обществу. Без осознания жизни по закону Божьему никакие науки и методы воспитания не приведут человека к главной цели существования. Свят. Тихон Задонский (1724-1783) говорит, что полезно учить детей наукам и художествам, но если не исправить волю, то это не оградит их от дурного влияния общества, и Бог в первую очередь спросит с родителей, какую душу вырастили они в ребёнке.

    Родители часто грешат невниманием к детям, растрачивая время в бесплодных увеселениях, когда дети предоставлены сами себе или чужим воспитателям. Родители часто не вникают во внутренний мир своих детей, не хотят узнать их душу, понять их характер. Ведь для кого-то полезна строгость, а кому-то - ласка и доброе отношение. Бывает, что чрезмерная строгость отдаляет детей от родителей. Важно воспитывать в семье духовно-нравственные качества любовью. В любом случае «от нас зло не должно исходить». Любовью и растится любовь. Если в семье выполняются 2 заповеди («Возлюби Господа всем сердцем и всей душой и всем помышлением твоим» и «Возлюби ближнего как самого себя»), то всё станет на свои места и в семейной, и в общественной жизни.

    Вековой опыт показывает, что сила крестного знамени спасала людей от великих бед и напастей, надо научить детей ограждать себя крестным знамением перед принятием пищи и после еды, перед сном и после пробуждения, перед выходом и входом в дом. Крест должен быть правильный, точный.

    Духовное воспитание неотделимо и от телесного: закаливание организма, приучение к труду, к переносу трудностей, соблюдение режима дня, недопущение праздного проведения времени, когда бережется каждая минута для полезного дела. Сам Спаситель избрал для Своего занятия древоделие.

    В семье святых Царственных мучеников государыня не позволяла княжнам ни секунды сидеть без дела: чудные работы, вышивки делали они своими руками. А радость они находили во всём - в солнце, цветах, прогулках, улыбках прохожих. Чередование занятий было регламентировано, соблюдался режим, каждое утро начиналось молитвой. «Быть хорошей матерью - вещь очень трудная, можно назвать её великим духовным подвигом».

    Замечено, что дети, получившие православное воспитание, отличаются почтением к родителям, в жизни благоденствуют, т.к. сохраняют душевное и телесное здравие; не воспитанные в христианском духе - нередко непочтительны к родителям, и в жизни часто их ожидают несчастья
    .

    Категория: Духовный родник | Просмотров: 822 | Добавил: admin | Рейтинг: 3.7/3
    Всего комментариев: 0
  •  
Войти на сайт